Усадьба Щепочкина П.Г. г. Кондрово

Усадьба Щепочкина П.Г. г. Кондрово

 

 

 

     Начало строительства дома положил помещик и фабрикант поручик Павел Григорьевич Щепочкин в 1799 году купивший село Кондрово. Дом планировался как элемент типовой усадебной постройки начала ХIХ: храм, дом, фабрика.

     Дом представлял собой многофункциональное сооружение: верхний этаж предназначался для управляющего фабрикой, второй – для служащих с их семьями, в цокольном этаже располагалась прислуга, кухня, в подвалах- подсобные помещения. Причем, сообщение шло по всей площади дома. Можно было, не выходя из помещений, обойти весь дом.

     Правое крыло сохранилось лучше других частей здания, а вот левое сильно пострадало в 80-е годы ХХ века и в настоящее время представляет собой руины и требует полной реконструкции. Это крыло, как и весь дом, было изменено в конце ХlХ века: расширено приблизительно на 5-6 метров и перепланировано в гостиницу для приезжающих на фабрику иностранных специалистов. На южном фасаде здания располагался большой трехъярусный балкон. По описаниям, у правого флигеля имелась пристроенная терраса, у левого (сгоревшего) – балкон с выходом в сад. 

      В 1834 году П.Г.Щепочкин скончался. Имение перешло к дочери Павла Григорьевича Елене, вышедшей замуж за генерал-майора Василия Дмитриевича Мещеринова.

      Вслед за переходом имения к новым владельцам, приблизительно в 1840-х годах, произошла крупная переделка дома, включившая надстройку его третьим этажом и пристройку больших Г-образных в плане крыльев, образовавших двор с северной стороны здания. Об именно таком составе работ свидетельствуют различия размеров кирпичей в стенах центрального объема, а также отступы наружных стен крыльев относительно стен центрального объема, различия форм карнизов тех и других стен, несоответствия на фасадах осей проемов третьего этажа и осей проемов нижних этажей, разные своды в помещениях цокольного этажа – по преимуществу крестовые в центральном объеме и коробовые в западном крыле. В ходе этих работ, очевидно, были переложены многие проемы в стенах нижних этажей центрального объема. Западное крыло здания получилось большей ширины, чем восточное крыло: это может объясняться ослаблением в 1840-х годах строгих норм классицизма, требовавших симметричных архитектурных решений, и усилением внимания к бытовым потребностям владельцев домов. Архитектором этих работ стал Петр Иванович Гусев, уроженец села Троицкого и до 1832 года крепостной помещиков и владельцев Троицкой бумажной фабрики -Хлюстиных.

        В 1854 г. дом и фабрика перешли во владение англичанину Вильяму Оттовичу Говарду, который с1858 по 1871 год со своей семьей жил в этом доме. Тогда же, предположительно, произошли еще некоторые изменения в архитектуре здания: были удлинены левый и правый флигели, в левой (разрушенной) части располагались комнаты для проживания специалистов-механиков, прибывавших на длительные сроки из-за рубежа. Прожив необходимое количество  времени, сделав работу, они уезжали… После его отъезда за границу здесь жили управляющие компанией «Троицко-Кондровские писчебумажные фабрики В.Говарда», а в начале XX века – служащие Кондровской фабрики.

В доме провел детские годы известный русский философ и литератор Федор Августович Степун (1884-1965), а также родился известный советский математик Александр Яковлевич Хинчин (1894-1959).

        В начале XX века строительная история дома была дополнена: восточное крыло здания было удлинено, видимо, дважды. Это могло быть сделано не только для увеличения жилой площади дома, но и для большей изоляции пространства двора от улицы, проходившей вдоль восточного крыла здания.

        После революции и национализации фабрик дом был передан в жилой фонд Кондровского бумажного комбината, разделен на квартиры и плотно заселен. Разделение на квартиры вызвало значительную перепланировку здания, по преимуществу возведением многочисленных перегородок.

        В конце 1980-х годов сильным пожаром было полуразрушено западное крыло здания.   В 2015   дом был включен в список выявленных объектов культурного наследия Дзержинского района под названием «Дом П.Г. Щепочкина, В.В.Мещеринова руб. XVIII-XIX в.в.».

      Дом имеет несколько названий:- Дом Щепочкина;  Дом Мещеринова;  Большой дом. Являлся архитектурной доминантой села Кондрово, составляя вместе с фабрикой и храмом дворянскую усадьбу промышленного типа XIX века.

 

 

Из воспоминаний Ф.А. Степуна:

                                                                                                 

     «На высоком берегу, впадающей в Угру Шани, трудолюбиво обслуживающей турбины писчебумажной фабрики, стоит построенный покоем и выкрашенный в желтый цвет просторный двухэтажный дом. Против главного подъезда, за традиционным кругом акации, красуется гордость губернии, построенная, согласно местному преданию, по проекту Растрелли, небольшая церковь. С северо-востока ее охватывает тихий мир прицерковного погоста: деревянные покосившиеся кресты среди густых кустов сирени и жасмина...Отец – главный директор известных на всю Россию писчебумажных фабрик. Мы занимаем прекрасную служебную квартиру в десять комнат. Помню зеленовато-коричневый полумрак отцовского кабинета, лунный свет маминой мягкой гостиной, обтянутой голубым шелком, душистый утренний воздух в открытых окнах наших больших детских и всегда залитой золотым солнцем – вероятно царственный обман благодарной памяти – двусветный зал в цветах и растениях, с двумя высокими стеклянными дверьми, выходящими на охватывающий весь фасад дома балкон. Под балконом, с которого летом бывало так весело смотреть на разбросанные по зеленому газону яркие цветочные орнаменты, темнел вход в сырую, пахнущую землею, оранжерею с таинственно-страшноватой витой лестницей, по которой мы с братом пробирались в биллиардную, затейливую комнату с камином, очень высокими кожаными диванами вдоль стен и киями в особых стойках…»

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 12.04.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения