Основание КБК

Основание КБК

 

 

        Кондровская бумажная фабрика относится к числу старейших предприятий бумажной промышленности. Находится фабрика в г. Кондрово на правом берегу реки Шаня, в З км от железнодорожной станции Говардово на линии Калуга — Вязьма, в 40 км от г. Калуги.

        Производство бумаги на фабрике, как и на других фабриках России, было ручным. Бумага производилась из тряпичной массы, которая готовилась в 7-ми км вверх по течению реки Шаня в районе д. Дорохи, где была установлена мельница для размола тряпки. Оттуда в разработанном виде в бочках на лошадях тряпичная масса подвозилась на фабрику и подавалась в черпальные чаны, откуда черпальщик квадратной сеткой из конского волоса черпал массу, давал стечь воде, и затем сырые листы бумаги складывались небольшими стопами на сукно, ручным прессом выжимались излишки воды, после чего листы бумаги развешивались для просушки на веревках из конского волоса. Качество бумаги и толщина листов целиком зависели от мастерства черпальщика, который, опуская сетку в черпальный чан на разную глубину, брал разное количество тряпичной массы и получал разной толщины бумагу. Высушенные листы бумаги проходили проклейку животным клеем, для придания бумаге гладкости и лоска листы колотили деревянными молотками.

         Работали на фабрике собственные крепостные крестьяне, из которых было 136 мастеров и 17 чернорабочих.

        В 1830 году Кондровской фабрикой владел генерал Мещеринов, получивший фабрику в приданое от Щепочкина, женившись на его дочери Щепочкиной Елене Павловне.

       В 1853 году Мещеринова Е.П. продает свою фабрику В. Говарду, английскому купцу, четырьмя годами ранее купившему Троицкую бумажную фабрику.

         Купив фабрику в запущенном состоянии, Говард приступил к коренной ее перестройке. Не имея возможности расширить фабрику на левом берегу - за отсутствия подходящей площади, он решил перенести ее на правый берег реки Шаня.

         30 августа (по старому стилю) 1858 г. организуется акционерное общество «Троицко-Кондровские писчебумажные фабрики В. Говарда и Ко» в которое вошли В. Говард, князь Кочубей и Генрих Марк. В этом году на Кондровской фабрике строятся З фабричных корпуса по последнему слову техники. Были установлены две гидравлические турбины, одна в 20 сил для движения самочерпки и клеильной машины, другая в 65 сил для двигателей ролл, и паровая машина в 35 сил, помогающая турбине.

        Были построены новые плотина и котельная. Для подачи из колодцев ключевой воды были установлены паровые бульзомеры. Число ролл было доведено до 20, поставлены самочерпки с сушильной частью, а для проклейки бумаги были установлены бумагоклеильные машины, одна из них сохранилась до 1920 года и использовалась для проклейки карточной и документной бумаг.

        Была установлена машина для резки тряпки, режущая за 8 часов по 400 пудов тряпья и заменяющая 100 женщин.

       С момента приобретения Кондровской фабрики Говардом, последняя становится основным предприятием компании.

         К 1860 году Кондровская и Троицкая фабрики опередили как по качеству и количеств вырабатываемой бумаги, так и по техническому оснащению остальные фабрики губернии. (В то время их насчитывалось 31).

       Фабрикантам было заманчиво перестроить свои фабрики по типу Говардовских, но для этого нужны были большие деньги, а их не было, к тому же хорошее качество бумаги, выпускаемой на Говардовских фабриках, шло вне всякой конкуренции; цены на бумагу более низкого качества падали, что приводило к полному разорению мелких фабрикантов, и поэтому к 1860 году из 31 бумажной фабрики в Калужской губернии осталось только 17. А немногим позднее продолжали работать только 4 фабрики — Кондровская, Троицкая, Полотняно Заводская и фабрика Юсупова в Милятине.

          Бумага, вырабатываемая на Кондровской бумажной фабрике, сбывалась в России. Основной базой сбыта являлась Москва, куда бумагу возили большей частью на лошадях, т.к. железнодорожные перевозки обходились намного дороже.

          После 1879 года производство на фабрике продолжает расширяться, спрос на бумагу начинает возрастать. Полмиллиона пудов тряпки, скупаемой по всей европейской части России не хватает, поэтому частично ввозятся финская целлюлоза, а также соломенная из-за границы.

         Перед компанией встал вопрос о переходе от выработки бумаги из тряпичной массы на бумагу из еловой целлюлозы. В 1882-1883 гг. был построен целлюлозный завод, производивший по 2000 стоп целлюлозы в год. Полученная целлюлоза с собственного завода дала возможность компании расширить производство.

          Но, несмотря на то, что в Кондрове в 1883 г. был построен целлюлозный завод, все же основным сырьем для производства бумаги было тряпье. Сортировка, очистка от пыли и резка тряпки производились в основном женщинами и подростками. Работа по приготовлению тряпья была пыльной и вредной для здоровья рабочих. Отсутствие вытяжных вентиляторов приводило к частым заболеваниям туберкулезом, а иногда и другими эпидемическими болезнями (сибирской язвой). Часты были заболевания кожными болезнями.

         Некоторые сорта тряпки резались по нужному размеру на косах вручную. Очищенная от пыли тряпка подвозилась к тряпковарочным котлам, и в этих вращающихся по наклонной оси сферических котлах она отваривалась в негашеной извести под давлением пара в несколько атмосфер, причем от постоянного вращения тряпка перемещалась, а грязная вода стекала, заменяясь вновь от охлаждения пара. Затем отмытая моечными машинами тряпка поступала в промывные роллы, где расчесывалась в полумассу. После этого отжатия полумасса посредством особой машины подвергалась более мелкому дроблению и поступала в белильные ящики, где отбеливалась известью. Отбеленная масса промывалась и отекала в специально устроенных сцежах с фильтровальным дном, выложенным камнями. Отсюда бумажная масса поступала на самочерпку, превращаясь в сырую бумажную ленту, которая впоследствии проклеивалась в специальной  машине. Для проклейки наряду с животным клеем стали применять клей растительный.

          Снятые рулоны бумаги на простых тележках отвозились в сырилку и потом таким же путем подавались к отделочным машинам. Бумага из саморезки на специальных полках- повозках отвозилась в паккамеру. Работницы паккамеры разносили бумагу с полок к своим рабочим местам как вниз, так и на 2-ой этаж. Для предупреждения порчи бумаги при переноске - изгибы, вмятины — бумагу носили на носилках в пачках большого размера, весом до 2-х пудов. Только к концу XIX века на фабрике были проложены узкоколейные линии, значительно облегчившие тяжелый труд рабочих при перемещении бумаги и других грузов. Узкоколейки были проложены не везде, и поэтому тяжелый ручной труд продолжал оставаться еще долгое время.

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 26.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения