Великое Стояние на реке Угре

Великое Стояние на реке Угре

 

 

 

Великое Стояние на реке Угре 1480 года

            С незапамятных времен расселилось по Угре племя славян-вятичей. Пришли они издревле с берегов реки Вислы, и то ли Угра напомнила им родные места, то ли пленила красотой и богатством, но задержались здесь гонимые историей вятичи с кривичами и остались тут могилами предков, своими славными делами, приросли к новым берегам потомками. Гордыми , своенравными людьми были вятичи и кривичи. Известно, что еще до крещения Руси приходил их брать «под свою руку» киевский князь Владимир – красно солнышко. В 981 и 982 годах твердой рукой смирял он поселения на Угре.

- Иду на Вы, - предупреждал князь своих врагов, и прирастала Киевская Русь волей Божией новыми друзьями, ширилась и крепла.

            А потом приспело время подняться стольному граду Москве. Поразительным своим ростом, неожиданным для Запада и Востока привлекла она всеобщее внимание . Как случилось, что Москва (вчера еще небольшой городок Земли Суздальской), вышла на передний край не только российской, но и всемирной истории? И в этом для православных есть очевидное объяснение. Вот что писал уже вначале XVI века старец псковского Елизарова монастыря Филолей Великому князю московскому: «Внимай, Господа ради, яко вся христианская царства, ему же несть конца». Филолей убеждал Великого князя, что Москва приняла на себя благоволение Господа стать третьим Римом на смену «ветхому Риму» и «новому Риму», ставшему под турецким игом Стамбулом.

            И приспело величание Москвы в невероятно короткий по историческим меркам срок, всего лишь за несколько десятилетий. Как известно, русичи окончательно освободились почти от трехсотлетнего татарского владычества лишь в 1480 году при первом государе всея Руси Иване III, ставшем войском на реке Угре против полчищ татарского хана Ахмата. События те названы летописцами «Угорщиной», «Великим стоянием на реке Угре». Великим не по своей продолжительности, а по всемирному значению поражению Золотой Орды. Поражению без кровопролитного сражения. Переломная в историческом смысле битва, конечно, была, сошлись в кровавой сече русичи с татарами еще на поле Куликовом ровно 100 лет назад до Угорщины. Благословляя князя Димитрия (будущего прадеда Ивана III и еще не Донского) на поход   против «безбожному бессерменству» игумен земли Русской Сергей Радонежский шепнул тихонько : «Ты победишь». Так оно и сталось, только одного века недостаточно тогда русскому народу, чтобы полностью освободится от ярма, воспрянуть от унижения, осознав себя истинно великороссами. 

Куликовская битва - не только слава прошлых времен, но и урок на будущее…- Московская Русь обрела в этой победе незыблемую основу грядущей великой мировой державы, что стало выявляться позже, при Иване III. Именно он положил конец постыдному монголо-татарскому игу на Угре. По этой реке проходила тогда граница между Московией и Литвой, сюда вывел свои полчища хан Ахмат, чтобы дождаться помощи от литовского князя Казимира, вероломным союзом одолеть Ивана III. Дабы заставить его вновь платить непомерную дань Орде, вновь загнать, в позорный полон русский народ.

Когда явились к Ивану III послы из Орды и передали басму (ханскую грамоту) с требованием дани, русский князь растоптал ее ногами (раньше перед басмой князья становились на колени), а послов приказывал умертвить, одного же отпустил со словами: «Предай хану, что если не оставит меня в покое, то с ним будет то же, что и с его басмою».

О набегах Ахмата на Русь Великий князь московский знал заранее и заблаговременно вывел свои полки навстречу татарам. Принял он и другие охранительные меры, которые часть историков считают нерешительностью. Вернулся, например, из боевых порядков в Москву. В летописи говорится, что в стольном граде Иван III просил помощи и заступления православному воинству у Всемилостного Спаса, Пречистой Богородицы и Московских чудотворцев.  Не путают ли некоторые историки нерешительность с крепкой верой наших предков в промысел Божий?  Разве плохо, в частности, что велел Иван III заранее перенести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из порубежного Владимира в стольный град, укрыл в Успенском соборе Великую Святыню Русской Земли? Логика это поступка для православных очевидна – защитила Пресвятая Богородица через Владимирский свой образ Москву от Тамерлана 85 лет назад, защитит и от новой напасти.

Очевидно, что уповал в этом Великий князь, прежде всего на Господа, чаял получить твердое утверждение от пастырей Православной Церкви. И не ошибся. Благословили Ивана III на битву «с погаными»  митрополит Геронтий и ростовский архиепископ Вассиан, отправили свои послания православному воинству на Угре. Наиболее известно и значимо как литературный памятник «Послание на Угру» владыки Вассиана, духовного отца Ивана III. Примерами из библейской старины и русской истории вдохновляет архипастырь ратных людей на защиту Отечества от захватчиков.

Славное житие во имя Господа святого равноапостольного князя Владимира Мономаха, Александра Невского и , конечно прадеда Ивана III  - Дмитрия Донского не могло не подвигнуть их потомков от земного Отечества к Небесному. Настал для воинства Ивана III час великого испытания. Несметной тучей вышли татары к Угре, на противоположной берегу которой давно поджидали незваных гостей русские полки. Голубая стремительная лента Угры на летописных миниатюрах художников того времени стала символом заступничества Высших сил за «Третий Рим», Поясом Пресвятой Богородицы.


В языческой русской старине пояс служил как бы оберегом от явных и тайных врагов, многих бед и напастей извне. Но неправедные наши земные дела не защитить никаким оберегом. В истории Великих князей московских есть интересный случай, связанный с их давней семейной реликвией - золотым поясом на цепях, унизанным драгоценными камнями. Носить его мог лишь Великий князь. А на московский трон, как известно несколько удельных князей. На свадьбе Василия Темного (отца Ивана III) пояс надел его дядя из Галича Василий Косой. Скорая на расправу Софья Витовтовна (бабушка Ивана III) приказала немедленно снять пояс с Косого. Кровно обиженный тот немедленно уехал в родной Галич, где уже давно зрела крамола, собиралась русская рать против русских. Никакой оберег не избавил тогда князей от междоусобицы.

Сохранилась для пояса роль оберега и в православном понимании. Кто –то из исследователей говорит сейчас, что по преданию брошен был Пояс Пресвятой Богородицы в быструю и чистую Угру, кто-то ассоциирует символ с множеством храмов по берегам реки в честь Божией Матери и ее Пречистого младенца. В священном писании сказано, что по вере вашей в Господа будет дано вам, а кому многое дано, с того- многое спросится. А некоторые по своей греховности думают, что Пояс Пресвятой Богородицы протянулся не где-то в одном или другом месте – по Угре, Оке или Волге, а пролегает через сердца людей, пришедших в несокрушимое единение, согласие не только сами с собой, но и с Господом. Вытянулась на целых 60 верст по берегу Угры несокрушимая оборона русских против татар – значит, объединила, стянула своим поясом Божия Матерь все помыслы наших предков, направила их к единой цели.

Хан Ахмат в  своем набеге на Москву уповал, прежде всего, на два обстоятельства: междоусобицу русских князей и свой союз с литовским князем Казимиром. И заступничество Божией Материв том , что Андрей Большой и Борис, мятежные братья Ивана III повинились перед ним, пришли в трудный час на помощь против татар. А с другой стороны Пояс Пресвятой Богородицы разделил неправедный союз Ахмата и Казимира, разобщил их.  Ордынский хан Ахмат собрал войска и пошел на Москву, надеясь больше не на силу, а на угрозу. Русские и татары сошлись на реке Угре. Осенью 1480 года Ахмат предпринял попытку переправиться через Угру, но столкнулся с ожесточенным сопротивлением русских войск. В результате произошло четырехдневное сражение близ устья, которое было проиграно ордынцами. Не пустили захватчиков через броды и перевозы полки Ивана III.  Оказались безуспешными и дальнейшие их попытки форсировать реку. Затем последовали переговоры, которые в конечном итоге зашли в тупик. Отсюда и пошло название «Стояние на Угре», продлившееся около месяца. За это время политическая ситуация изменилась не в пользу Ахмата: усобица на Руси прекратилась, помощи от своего союзника польско-литовского короля Казимира он так и не дождался, начались сильные морозы. Рать Ивана III неожиданно отступила по его приказу к Боровску, чтобы там прикрыть Москву. Утром татары проснулись – противника на противоположном берегу след простыл, Угра ледяной броней сверкает, переправляйся, где хочешь. Переправиться, конечно, можно да не тут – то было, словно не пускает басурман на Русь Пояс Пресвятой Богородицы. Лишь обыкновенное чудо полностью объясняет поступок татар- вместо наступления они обратились в паническое бегство, уже к ночи совсем опустели берега реки. В летописи сказано , что «на царя Ахмата приде страх от Бога и побежал он никем не гоним от Угры по Литовской державе… И бежали татары в свои улусы в Орду, где царь Ивах Нагайский и Орду взял и самого царя Ахмата убил».        

Произошло Великое Стояние на реке Угре в 1480-ом году, ровно сто лет спустя после битвы на Куликовом поле. Этот год и считается годом окончания ненавистного ига...  

В память об этих событиях по благословению Высокопреосвященного Климента, архиепископа Калужского и Боровского, и Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского, с 28 июля по 6 августа состоялся крестный ход от Куликова поля к территории, где разворачивались события Великого Стояния в 1480 году и установление на берегу Угры памятного креста (2002 год), посвященного покровительству и заступничеству Пресвятой Богородицы земле Русской. А в основании памятного креста заложили землю с Куликова поля.

От Одоевской башни Тульского кремля через монастыри и храмы Тульской епархии Крестный ход направился на Калужскую землю. Козельск, Оптина Пустынь, Перемышль, Спасо-Преображенский Воротынский монастырь, Георгиевский и Троицкий кафедральные соборы Калуги… Крестный ход прибыл в Тихонову Пустынь.  После освящения Памятного креста все направились на берег Угры, к месту, где по предположению происходило 4-дневное сражение 8-11 октября 1480 года.

 

 

В 1980 году был установлен  небольшой Памятный знак, который расположен недалеко от места так называемого «генерального сражения» на левом берегу Угры, на котором в октябре 1480 г разбило свой лагерь русское войско. А в  27 августа 1988 года открыли памятник вместо небольшого памятного знака.  Памятник представляет собой величественную скульптурную группу, символизирующую мощь русского оружия и величие ратного подвига русского воина. На невысоком насыпном холме в окружении вековых сосен стоят плечом к плечу четыре вооруженных копьями и мечами могучих война, сомкнув щиты. Они стоят на защите рубежей своего Отечества. Их лица обращены в сторону Угры – «пояса Богородицы», уже тогда, осенью 1480 года, ставшего непреодолимой преградой на пути врага.  Высота скульптуры – 6 метров. На постаменте – памятная надпись. Создатели памятника – скульпторы В.А. Фроллов и М.А. Неймарк, архитектор Е.И. Киреев.

8 июля 2017 года был торжественно открыт и освящен памятник Великому князю Московскому Ивану III – основателю единого русского государства.

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения