Осенью 1480 года сошлись в противоборстве два противника: русские люди во главе с великим князем Иваном III отстаивали свободу, честь, достоинство своего государства, а монголо-татары во главе с царем Ахматом не хотели потерять богатого данника.
После сражений на Угре страна наконец-то обрела долгожданную свободу. Летописцы напишут о Божьем промысле, а реку Угру назовут Поясом Богородицы. Чтобы понять причину появления такого названия, обратимся к истории более древней.
Пояс Богородицы существовал реально. После её Успения он остался в Иерусалиме и передавался по преемству. В V веке из Иерусалима он был перенесён в Константинополь. Византийские императоры хранили его в храме Богородицы в Халкопратиях. В IX веке этот Пояс, возложенный на больную императрицу Зою, супругу императора Льва Философа (886-926 гг) избавил её от недуга. В честь этого события был установлен праздник Положения Пояса Богородицы – 31 августа (13 сентября), который из греческой церкви пришёл и к нам на Русь. Византийские императоры имели обыкновение брать Пояс с собой в походы. В одном из сражений византийцы были разбиты, и Поясом Богородицы овладел болгарский царь Коломан.
История появления названия Пояса Богородицы на реке Угре теснейшим образом связана с историей перемещения по русской земле главнейшей христианской святыни на Руси – иконы Божией Матери Владимирской. По преданию, эта икона была написана святым евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы. Когда святой Лука показал Богоматери свою работу она произнесла: «Благодать рождаются от меня и моя с сею иконою да будет».
В V веке данная икона перемещается из Иерусалима в Константинополь. В XII веке константинопольский патриарх передает икону Божией Матери Юрию Долгорукому.
Сын Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский , похищает икону из города под Киевом и везёт её во Владимир. Титул великого князя с этого времени берут князья владимирские. Таким образом, икона божией Матери определяет путь перемещения политического центра Руси из Киева во Владимир. Андрей Боголюбский построил во Владимире Успенский собор, в который и была помещена икона Божией Матери, и отсюда пошло ее название - Владимирская.
В 1453 году рухнул под ударами турок-османов второй Рим- Константинополь в наказание за вероотступничество – унию с католической церковью. Рождается третий Рим – Москва. Теория «Москва – третий Рим » получает свое развитие позже в трудах монаха Елизарова монастыря Филофея.
Иван III женившись на Софье Палеолог, последней византийской принцессе , как бы утверждает свое право на прием наследия от византийских , а значит, и от римских императоров. В эпоху Ивана III завершает свой длительный путь и во времени , и в расстоянии главная святыня земли русской – икона Божией Матери Владимирской. Когда пришло известие о том, что Ахмат идёт на Русь, Иван III приказал перенести икону в Москву, где построил специально для нее Успенский собор.
Московский летописный свод свидетельствует: «Тогда же было Преславное чудо Пресвятой Богородицы…Царь Ахмат… побежал никем не гоним от Угры по Литовской земле». Предки отступление Ахмата приписывают заступничеству Богородицы через икону Божией Матери Владимирской, которая с тех пор становится покровительницей Москвы, а Россию назвали Домом Пресвятой Богородицы. Богородицы свой охранительный пояс бросила на реку Угру и помогала русскому народу в борьбе с Ахматом. Именно поэтому в XVI веке автор Казанского летописца, описывая Великое Стояние 1480 года, напишет об Угре: «И могу тоя рещи Пояс самыя Пречистая Богородица, аки град тверд, от поганых, защищающи Русскую землю».
Итак, Пояс Богородицы – это символ непреступной черты – крепости, охраняющей от врагов землю Русскую, возложенной самой Богородицей.