|
Храм в честь Спаса Нерукотворного Образа
Село Кондырево впервые упоминается в 1615 году. Первая деревянная церковь в нем была в честь образа Пресвятой Богородицы (1695г), затем новая в честь святой мученицы Параскевы Пятницы (1712г). в 1744 году была построена каменная церковь в честь Всемилостивейшего Спаса с приделом Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Новый каменный храм в честь Спаса Нерукотворного Образа с приделами: правым – во имя мученицы Параскевы Пятницы и левым – во имя великомученика Феодора Стратилата, построен в 1820 году, на месте бывшей разрушенной трапезной на средства помещика и содержателя Кондровской бумажной фабрики Павла Григорьевича Щепочкина, 27 октября 1834 года погребенного при церкви. С юго-восточной стороны храма сохранился древний некрополь XVII – XVIII века. В приход входили село Кондырево с деревнями: Обухово, Антоново, Дорохи, Касатынь, Маслово, Прудново, Шорстово и до середины XIX века сельцо Никольское. К 1918 году приход храма составлял 3563 чел. В 1891 году при церкви была открыта школа грамоты, а в 1897 году она была преобразована в церковно-приходскую одноклассную школу, в которой обучалось 30 детей. При церкви была создана библиотека, где к 1913 году насчитывалось 520 томов. Для борьбы с расколом в 1892 году при Спасском храме было создано местное отделение Братства во имя Святого Апостола Иоанна Богослова. Священники служившие в храме: Федор Семенов, Петр Иоаннович Соловьев, Иван Петрович Соловьев, Андрей Петрович Чупров, протоиерей Павел Иванович Чупров, Василий Геннадьевич Булгаков. Последний был осужден «тройкой» ОГПУ и на 5 лет сослан в Свирлаг. В 1935 году храм закрыли. В годы Великой Отечественной войны храм не пострадал. С 1961 года в нем размещался продуктовый магазин и база ОРСа. В 1993 году храм был передан Калужской епархии и был определен Архиерейским Подворьем, его восстановление поручено священнику Игорю Князеву. На Троицкую Родительскую субботу 5 июня 1993 года в нем состоялось первое богослужение. В 1995 году были установлены кресты и колокола, и 29 августа того же года, в престольный праздник, в главном алтаре храма архиепископом Калужским и Боровским Климентом была совершена первая божественная Литургия. Почитаемые иконы: «Покров Пресвятой Богородицы», Казанская икона Божией Матери, Николая Чудотворца, пророка Илии, великомученицы Параскевы Пятницы, великомученика Феодора Стратилата. Престольными праздниками являются: 16/29 августа- перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа и 28 октября / 10 ноября- память мученицы Параскевы. Настоятель храма: протоиерей Игорь Князев. |
|
|
Трехсвятительский храм в селе Льва Толстого (Тихонова слобода)
Храм во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в монастыре Тихонова Пустынь был одним из первых строений. «Земная троица»- название, которое получили эти три святителя, считалась распространительницей истинной веры, которая спасала от опасностей и преследований. В 1610 году после разрушительного налета польско-литовских отрядов, когда все основные здания и документы обители были сожжены и уничтожены, этот храм остался почти невредимым. Мощи Преподобного Тихона, были тогда захоронены братией в Трехсвятительской церкви под спудом. В 1677 году при игумене Ионе её разобрали и перенесли за ограду монастыря к западу от колокольни и сделали приходской для Подмонастырной слободы. А на ее месте на территории обители было начато строительство первого каменного храма – в честь Преображения Господня. В связи с перенесением Трехсвятительского храма Подмонастырная слобода получила статус села и новое название – Тихонова слобода. В 1851-1853 годах деревянную Трехсвятительскую церковь с западной стороны монастыря у кладбища разобрали и перенесли на новое место с северной стороны. В конце XIX века в приход входили селение Тихонова слобода, деревни Скаковская, Дворцы, Камельгино, Каравай, Ларинская. В 1880 году насчитывал 1696 чел. Проживало раскольников- 637 чел. Рядом с деревянной церковью в 1905 году строится кирпичная однопристольная церковь в псевдорусском стиле с небольшой трапезной и колокольней, нынешнее здание храма. Колокольня полностью была достроена после 1911 года. Здание деревянной церкви перенесли в Сергиев Скит, и 6 июля 1907 года настоятель Тихоновой пустыни Архимандрит Лаврентий освятил там нижний храм во имя Успения Божией Матери. К Трехсвятительской церкви было приписано две часовни, Дворцовская школа. В приходе имелись церковно-приходские школы: Тихоновская второклассная и при ней образцовая одноклассная, учрежденная в 1898 году, Камельгинская, Старо-Скаковская и Ново-Скаковская. Первый калужский епархиальный миссионер, священник Михаил Савельевич Дударев скончался 19 июля 1904 года и был погребен у алтаря Трехсвятительской церкви. В 30-х годах храм закрывают и превращают его в склад, что привело к постепенному его разрушению. В 2009 году в день памяти Трех Святителей настоятелем Тихоновой пустыни архимандритом Тихоном с братией был отслужен первый молебен в Трехсвятительском храме, а в 2010 году на храм были установлены четверик, медная главка и позолоченный крест. Восстановление храма продолжается. Настоятель: окормляется насельниками монастыря Тихонова пустынь. |
|
|
Калужская Свято-Тихонова пустынь
Собор в честь Преображения Господня с нижним храмом во имя преподобного Тихона Калужского. В обители, основанной в XV веке преподобным Тихоном Медынским, Калужским Чудотворцем, при игумене Ионе в 1677 году началось строение первого каменного храма в честь Преображения Господня на месте ветхой Трехсвятительской церкви, в которой с 1610 года почивали под спудом мощи преподобного Тихона; храм этот потом был наименован соборным. Строить его помогали своими вкладами люди всякого чина. При сдаче Тихоновой пустыни в ведение Московского Донского монастыря в 1684 году он значился еще незавершенным. В соборном холодном храме во имя Преображения Господня было два придела в теплой трапезе: правый предел во имя святителя Николая Чудотворца (1756) и левый придел во имя святителя Тихона Амафунтского, Чудотворца (1790). Коренная перестройка означенного храма была произведена при игумене Геронтии при помощи благотворителя, калужского помещика Н.И. Шепелева, имеющего в этой обители родовую усыпальницу. В 1846 году была разобрана и перестроена заново трапеза, а к восточной, северной, южной сторонам храма были пристроены крытые каменные паперти на колоннах, с фронтонами, а в боковых капитальных стенах пробиты арки. Тогда же в теплой трапезе были новоустроены приделы во имя преподобного Тихона и Николая Чудотворца. У входа в церковь, с обеих сторон западной паперти, находились две палатки с подвальными отделениями. В верхних отделениях палаток находились: в правой- пономарная ризница, в левой- пономарня. В нижние отделения палаток вход был снаружи. Правый вход вел в родовую усыпальницу Шепелевых под трапезной частью собора, где наследники благотворителя обители полковника Н.И. Шепелева устроили небольшой подземный храм во имя Воскресенья Христова. Позднее холодная часть собора была разобрана, и в 1879-1886 годах на ее месте вновь выстроен каменный трехпридельный храм, пятикупольный, в русско-византийском стиле. Центральный предел- во имя Преображения Господня, правый предел- в честь Владимирской иконы Божией Матери, а левый – в честь Рождества Иоанна Предтечи. С этого времени Преображенский собор стал пятипрестольным, освящен в 1886 году. В октябре 1918 года Тихонова Пустынь была закрыта, и это явилось началом полного разрушения Преображенского собора. В 1998 году в возрождаемой обители начаты раскопки на месте разрушенного собора и с 2000 года- строительство нового Преображенского собора с нижней церковью во имя преподобного Тихона , Калужского Чудотворца. Освящение нового собора с двумя пределами: правым- в честь иконы Божией Матери Иверская и левым- в честь Собора преподобных Оптинских старцев совершил митрополит Калужский и Боровский Климент 28 августа 2009 года на празднование Успения Пресвятой Богородицы. |
|
|
Калужская Свято-Тихонова пустынь
Храм во имя преподобного Ефрема Сирина в Ефремовском скиту
Храм преподобного Ефрема Сирина в скиту был построен на месте бывшей монастырской Ефремовой дачи и освящен в 2002 году. На этом месте в уединении проживал в конце своего земного пути духовник обители иеромонах Ефрем, в схиме Иоанн. Расцветом в истории обители стал период настоятельства архимандрита Моисея – ученика преподобных Оптинских старцев Льва, Макария и Моисея- с 1858 по 1895 года. При нем были произведены основные монастырские постройки, дошедшие до нас и начато строительство величественного Успенского собора, который был освящен по смерти архимандрита Моисея 1904 года. Архимандрит Моисей проводил высокую подвижническую жизнь ,ввел в Тихоновой пустыни старчество и тот же монастырский устав, что и в Оптиновой пустыни. Старчество в обители и утверждалось стараниями духовника иеромонаха Ефрема, ученика преподобного Оптинского старца Льва. К сожалению много будет разрушено за годы гонений. На праздновании 500-летия памяти преподобного Тихона Калужского (1992) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии около 10 тысяч человек совершил водосвятный молебен на святом источнике преподобного Тихона Калужского и посетил закрытый монастырь. 2 ноября 1993 года решением Священного Синода был открыт мужской монастырь «Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова пустынь». Начался трудный но благодатный период возрождения обители. В 1994 году был освящен храм «Живоносного источника» на Святом источнике, в 1996 –Скорбященский храм, в 1998- Никольский храм, в 2002- храм преподобного Ефрема Сирина, в 2005- величественный Успенский собор, в 2006- новосозданные рака над мощами преподобного Тихона, в 2009- новопостроенный Преображенский собор, в 2011- нижний храм во имя преподобного Сергия Радонежского в новоустроенном Владимирском скиту. В монастыре свято чтут память старцев архимандрита Моисея и схииеромонаха Ефрема, которая празднуется 17 ноября. Скит во имя преподобного Ефрема Сирина служит духовной опорой братии монастыря и закрыт для паломников. |
|
|
Калужская Свято-Тихонова пустынь
Храм в честь святителя Николая Чудотворца
Нынешний Никольский храм построен вначале XX века. Но еще до разорения обители в 1610 году в ней была соборная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца. При схиигумене Феодосии в 1648-1654 годах помимо сохранившегося от разорения в Смутное время Трехсвятительской церкви были построены еще две: соборная во имя Успения Пресвятой Богородицы деревянная, шатровая, холодная, да теплая церковь во имя святителя Николая Чудотворца, деревянная с трапезой и келарней, с одной главой. В 1756 году в трапезной части нового каменного Преображенского собора был освящен правый предел во имя святителя Николая Чудотворца. В 1846 году была разобрана и перестроена заново трапеза Преображенского собора и были новоустроены придела во имя преподобного Тихона и Николя Чудотворца. Вторая половина XIX века – время значительного строительства Тихоновой пустыни. В 1879-1886 годах Преображенский собор, где с 1610 года находились под спудом мощи преподобного Тихона, а также приделы в теплой трапезной части собора были еще раз перестроены. Губернский инженер Савицкий Б.А. докладывал Губернскому правлению, что производящаяся под его наблюдением постройка трапезной в Калужской Тихоновой пустыни окончена… К трапезе был пристроен ныне существующий одноглавый храм во имя святителя Николая Чудотворца- здание византийского стиля, но со следами модернисткой архитектуры. В октябре 1918 года Тихонова пустынь была закрыта. Начался период запустения и разрушения обители. Монашеская братия была разогнана, часть сослана в лагеря. В 90х годах в зданиях монастыря размещались классы и общежития сельхозтехникума, отделения милиции, гаражи, склад сельхозтехники. В трапезном храме в честь святителя Николая Чудотворца размещался клуб с кинотеатром. 19 декабря 1996 года в день святителя Николая Чудотворца, в Свято-Никольском храме был совершен первый молебен, но местные власти еще сопротивлялись возвращению храма Церкви, и его передача состоялась в феврале 1997 года. В декабре 1997 года на храм был установлен крест. В Великий четверг 16 апреля 1998 года и.о. наместника монастыря игумен Тихон с братией отслужил первую Божественную литургию в Никольском храме, восстановленном на пожертвования генерал-майора А.И, Котёлкина. 29 ноября 1998 года Никольский храм был освящен архиепископом Калужским и Боровским Климентом в сослужении епископа Людиновского Георгия, викария Калужской епархии. 4 мая 2010 года в трапезной части Никольского храма была завершена роспись, а к весне 2011 года был расписан и притвор храма. |
|
|
Калужская Свято-Тихонова пустынь
Вид на северные Святые врата
За свою многовековую историю, тесно связанную с историческим развитием государства Российского, Тихонова пустынь не раз переживала периоды расцвета и запустения. Часовня над дубом преподобного Тихона находилась невдалеке от северо-восточного угла ограды монастыря. Восьмигранная в плане , она была покрыта железом. В день памяти преподобного Тихона до революции 1917 года здесь было особенно многолюдно. 21 июня 1924 года вышло Постановление Президиума Губисполкома №26 о закрытии Успенского собора. 24 июня 1924 года Предвика Костяеву и члену Вика Булычеву был передан мандат на принятие здания Успенского собора, и 2 июля акт передачи был составлен ,а 25 июля собор был опечатан. Колокол с часовни при Тихоновом «Колодезе» 29 июня 1924 года выдан Дворцовской Вольно-Пожарной Дружине. Верующие пробовали отстоять Успенский собор и даже обращались во ВЦИК, который отказал им в этом, о чем свидетельствует его ответ в Губисполком. В Госархиве документов новейшей истории Калужской области хранятся старые воспоминания большевика Билибина Г.А. о закрытии монастыря «Тихонова пустынь», где он говорит о дупле дуба, где жил преподобный Тихон: «Трудно понять, как верующие могли верить, что в таком дупле мог жить Тихон преподобный, когда в нем с трудом мог стоять человек среднего роста. В 1919-1920 годы дупло было спилено и отправлено в Московский антирелигиозный музей»… может быть эта святыня еще цела и ждет возвращения в свою обитель. А по поводу непонимания верующих старым большевиком Билибиным хочется сказать, что верующий человек становится именно потому, что верует, и поэтому неверующему его трудно понять. В своих записках «О русских монастырях» князь С.Д. Урусов писал: «В монастыре пр. Тихона Калужского…богомолец чувствовал себя свободно и легко, как будто у себя, как бы сознавая, что в создании окружающего благолепия он участвовал, что весь монастырь со всеми угодьями- народное создание и достояние, что здесь нет собственников- хозяев, а лишь хранители, приставленные к национальной святыне». За советский богоборческий период многое было утрачено и осквернено. Полностью были разрушены Преображенский собор, часовня над дубом и все скиты монастыря. С 1993 года шла поэтапная передача монастырских зданий. С ноября 1993 года иеромонаху Тихону (Завьялову) поручено ведение восстановительных работ в монастыре и в скиту. С 1995 года на него возложено исполнение обязанностей наместника Калужской Свято-Тихоновой пустыни, а в 2000 году он был им утвержден. В обители ежедневно проходят утренние и вечерние богослужения. В монастыре установилась традиция совершать на источнике преподобного Тихона в ночь на Крещение Господне с 18 на 19 января Великое освящение воды. |
|
|
Калужская Свято-Тихонова пустынь
Часовня у дуба преподобного Тихона Калужского
Издревле верующими особо почитался исполинский дуб, в дупле которого преподобный Тихон совершил свой подвиг уединения. Согласно церковному преданию , угодник Божий Тихон принял иноческий постриг в Московском Чудовом монастыре, где прошел духовную школу монашеского послушания, смирения и молитвы. Стремясь к более строгой подвижнической жизни, молодой монах удалился из столичного монастыря в непроходимые леса между Калугой и Медынью. Там, на берегу речки Вепрейки, он своими руками откопал колодец, который сейчас называется колодцем преподобного Тихона в скиту. Полюбивши всем сердцем лесное уединение и предавшись всей душою молитвенному созерцанию Бога в его дивных творениях , юный подвижник не заготовил даже домика или кельи, где бы мог он укрыться в непогоду и зимнюю стужу, а голод и жажду утолял лишь произрастаниями природы. Местом для своего жилья и для молитвенного подвига избрал дупло исполинского дуба. За многие годы подвижнического жития преподобный Тихон стяжал благодать, глубокий душевный мир и получил многие дарования от Господа. Молва о его духовных подвигах и благочестии стала распространяться среди окрестных жителей. Люди шли к преподобному за советом, утешением и помощью. Появились первые ученики. Однажды хозяин медынских лесов князь Ярослав встретил во время охоты преподобного Тихона и замахнулся на него плетью, но в тот же миг поднятая для удара рука онемела. Напуганный князь раскаялся, испросил прощения у святого Тихона и по его молитвам получил телесное и духовное исцеление. После усердной просьбы князя преподобный Тихон основал в его лесных владениях монашескую обитель. Невдалеке от исполинского дуба были построены небольшая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и братские кельи. Вот так Промыслом Божьим ничего не имеющий: ни денег, ни жилья, ни пищи, но горящий любовью к Богу преподобный Тихон Калужский стал основателем обители, которая сегодня возродилась из разрухи, и поражает своим величием. В 1830 году древний дуб преподобного Тихона был сломан грозой. Старанием игумена Геронтия в 1838 году на место этого дуба была устроена часовня, в ней хранились его остатки. 14 июня 1924 года Калужский Уисполком направил в Пятовский Волисполком распоряжение, в котором он «с получением сего в двухдневный срок, предлагает убрать из дубка имеющиеся иконы, дуб-раку срезать и представить вместе со статуей Иисуса в Калужский музей» что было и сделано. В 2000 году часть земли и дома, где находилась часовня , были выкуплены у частного домовладельца. Новопостроенная часовня была освящена митрополитом Калужским и Боровским Климентом 28 августа 2007 года на празднование Успения Пресвятой Богородицы. Рядом с не находится новый дуб , отросший от древнего, 100-летний, также с небольшим дуплом. |
|
|
Калужская Свято-Тихонова пустынь
Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»
В 1887 году по благословению Калужского епископа Григория над колодцем, вырытым преподобным Тихоном, был построен деревянный храм на каменном фундаменте и с кирпичным цоколем в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный источник». Храм был пятиглавый и имел форму креста. К северной стене храма примыкали две купальни: мужская и женская. С юго-восточной стороны храма находилось одноэтажное деревянное на каменном фундаменте здание братских келий. С северо-западной стороны храма находилось здание для приезжающих богомольцев женского пола, соединенное внутренним коридором с женской купальней. Все здания и постройки, прилегающие к храму, были обнесены деревянной оградой. Колодец преподобного Тихона как место его подвижнических трудов и уединенной молитвы, освящаемое его постоянным духовным присутствием, издавна привлекал к себе многочисленных паломников. После закрытия монастыря (1918) храм на источнике преподобного Тихона и все скитские постройки конце 20х были полностью уничтожены, а место огорожено забором и обнесено колючей проволокой, чтобы не допустить паломников к святому источнику. Его замуровали бетоном, но тщетно: источник находил выход в других местах. Купальню накрыли бетонными плитами. Но даже в таких условиях, по архивным данным, в 1952 году Свято-Тихонов источник посетило 10000 человек из Калужской, Брянской, Смоленской, Московской, Орловской, Тульской областей и даже из Украины. Возрождение обители началось в 1991 году, когда 15 апреля Калужской епархии был передан источник преподобного Тихона и 15.5 га земли вокруг него. С лета того же года началось благоустройство территории и подготовка к строительству храма. 21 марта 1992 года архиепископом Калужским и Боровским Климентом было освящено основание храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», и там регулярно начали совершаться водосвятные молебны. В обители снова стала возноситься молитва, возрождаться духовная жизнь. 29 июня 1992 года в день празднования 500-летия блаженной кончины преподобного Тихона, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был отслужен на Святом источнике водосвятный молебен. 30 апреля 1994 года была проведена первая литургия во вновь построенном на прежнем месте храме в скиту «Живоносного источника», а 17 сентября храм был освящен архиепископом Калужским и Боровским Климентом в сослужении духовенства г. Калуги и Оптиновой пустыни. В мае 1996 года была построена первая купальня на святом источнике преподобного Тихона. В храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на святом колодце еженедельно совершается Божественная литургия и водосвятный молебен. 29 июня 1999 Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Успенском соборе и водосвятный молебен на святом источнике по случаю 200-летия основания Калужской епархии. |
|
|
Калужская Свято-Тихонова пустынь
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Конец XIX- начало XX века- время интенсивного строительства обители преподобного Тихона. В 1894 году была построена величественная 75-метровая колокольня, в 1904 году- такой же величественный Успенский собор и Дворцовская церковь со школой. После 1908 года- трапеза с Никольским храмом. К 1912 году на территории монастыря был выстроен больничный корпус с церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В начале ХХ века в монастыре подвизалось более 230 насельников, имелось три вида монашеского житья: общежительное, скитское и отшельническое. В октябре 1918 года Тихонова пустынь была закрыта. Начался период запустения и разрушения обители. Монашеская братия была разогнана, часть сослана в лагеря. В период военных действий 1941 года на территории монастыря расквартировывались как советские , так и немецко-фашисткие войска, были устроены братские могилы. Тогда же был осуществлен подрыв монастырской колокольни, в результате чего в ее стенах со всех сторон образовались вертикальные трещины. И только мощный фундамент колокольни и наличие в основании толщи известняка не дали этим трещинам развиться. В 1989 году решением Калужского облисполкома для установки на колокольне Троицкого собора в Калуге с колокольни монастыря были сняты механизм часозвона и все сохранившиеся колокола. При этом самый большой колокол весом более 4-х тонн сорвался и пробил своды колокольни. В начале 90х в подвальном помещении монастырского корпуса с домовым храмом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» находилась типография. Возрождение монастырского Калужского Свято-Тихоновой пустыни началось в 1993 году и в обители стали возноситься молитвы к Господу и Его Пречистой Матери о возрождении монастыря и людских душ. В декабре 1993 года были переданы Успенский собор, колокольня с примыкающими трехэтажными строениями, большая часть братских корпусов. В декабре 1994 года монастырю возвращен больничный корпус с домовым храмом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», началось его восстановление. Первая литургия в возрождаемом храме состоялась 6 ноября 1996 года, а 22 декабря он был освящен архиепископом Калужским и Боровским Климентом. |
|
|
Калужская Свято-Тихонова пустынь
Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы
с монастырской колокольней
Обитель основана во второй половине XV века преподобным Тихоном Медынским, Калужским Чудотворцем, который управлял основанным им монастырем до своей блаженной кончины в глубокой старости в 1492 году. Уже 1551 году Тихон Калужский канонизирован Московским собором. Видимо, первым соборным храмом обители был храм во имя Успения Божией Матери, отчего и сама Тихонова пустынь издревле называлась «Успенскою Тихоновою». До разорения обители во времена Великой Смуты 1610 года в монастыре было две церкви: Трех Святителей- деревянная с трапезою, и церковь соборная Успения Пресвятой Богородицы, также деревянная, с приделом Николая Чудотворца. Она была сожжена в 1610 году. В течении первой половины XVII века, кроме уцелевшей от разорения Трехсвятительской церкви, были выстроены вновь две: соборная во имя Успения Пресвятой Богородицы, деревянная шатровая, холодная, да теплая церковь во имя святителя Николая Чудотворца, деревянная с трапезой и келарней, с одной главой. На рубеже XVII-XVIII века когда Тихонова пустынь была приписана к Московскому Донскому монастырю ,вместо ветхой деревянной соборной Успенской церкви была построена каменная церковь в то же наименование, но не на прежнем месте, а на Святых вратах. В 1764 году обитель вновь стала независимой. Следующая перестройка церкви была окончена в 1826 году вчерне(освящена в 1826 или 1830 году). Благодаря усердию медынских помещиков Головиных был сделан иконостас, а в 1832 году церковь была расписана. Но в конце XIX столетия она обветшала и была перестроена. В 1890-1894 годах по проекту архитектора-художника М. Грановского была сооружена грандиозная пятиярусная колокольня с часозвоном высотой около 75 метров, которая является украшением всей окружающей местности, а на месте ветхой Успенской церкви по проекту 1895 года стал возводиться величественный Успенский собор в византийском стиле, который был освящен 29 августа/10 сентября 1904 года Преосвященнейшим Вениамином, епископом Калужским и Боровским в день его тезоименитства. После закрытия в 1918 году и запустения монастыря в декабре 1993 года были возвращены Успенский собор, колокольня. Большая часть братских корпусов. 21 апреля 1995 года на Успенском соборе был установлен крест, а 29 июня архиепископом Калужским и Боровским Климентом была совершена первая Божественная литургия. 11 апреля 1996 года был установлен крест на колокольне. В июне 2001 года в Успенском соборе устроен правый придел в честь Калужской иконы Божией Матери. 1-3 апреля 2004 года были подняты и установлены колокола на монастырскую колокольню. В 2005 году устроен левый придел в честь Рождества Иоанна Предтечи в Успенском соборе. Освящение собора было совершено 29 июня, в день памяти преподобного Тихона, митрополитом Калужским и Боровским Климентом. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил по этому случаю свое письменное приветствие с поздравлением и первосвятительским благословением. |
|
|
Храм в честь Рождества Христова в селе Карамышево
Деревянный храм был построен в 1747 году. Храмосоздатель - граф Кирилл Григорьевич Разумовский. Храм был рассчитан на приход в 2000 человек. Окруженный со всех сторон старообрядцами и иноверцами из Полотняного Завода, храм был настоящей крепостью Православия. Проект нового каменного храма в Карамышево готовил младший архитектор Калужского губернского правления Н.П. Юшков. Начало строительства – 1871 год. Новый храм был в длину с колокольней 25 сажей, в ширину 10 саженей. В куполе было 7 больших окон, а внизу- 20. Каменный храм построен в 1878 году дворянином А.Н. Ларионовым с добавлением церковных сумм. В трапезной были утроены приделы во имя святителя Василия Великого и во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Церковной земли было 77 десятин 458 квадратных саженей. Храм изначально был трехкомплектный, в начале ХХ века- двухкомплектный. В начале ХХ века в приход входили населенные пункты: Карамышево, Меленки, Кашинки, Гавшино, Ладово, Фролово, Ясенки, Ефаново, Редькино и др. всего в 1911 году- 3801 чел. Священники служившие в храме: Иоанн Бунаков, Иосиф Беляев, Дмитрий Любимов, Иоанн Мещерский, Иаков Покровский, Константин Соколов, Павел Волчков. Старосты в 1902 году- крестьяне Тимофей Дубов и Захар Пахомов. Храм был закрыт в 30-е годы ХХ века, были арестованы настоятель храма Иоанн Мещерский и староста Пелагея Буйлина. На заседании тройки ПП ОГПУ Западной области о. Иоанн был приговорен к 3 годам лишения свободы, а Пелагея к 3 годам ссылки в Северный край. Последний настоятель храма Павел Волчков – был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. В годы Великой Отечественной войны были разрушены колокольня и частично трапезная храма. Позднее местные жители разобрали остатки трапезной и колокольни на кирпичи. В июле 1999 в епархию обратился г. Кондрово Б.В. Дубников с ходатайством о возрождении храма в с. Карамышево. К своему ходатайству он приложил обращение местных жителей ,в основном из д. Редькино. 10 ноября 1999 (память великомученицы Параскевы Пятницы) храм посетил епископ Георгий. 30 сентября 1999 года был образован приход. 9 марта 2001 года архиепископ Калужский и Боровский Климент обратился в администрацию области с запросом о передаче храма епархии. С 8 октября 2001 года его настоятелем является священник Александр Стуков. С 2003 при храме действует воскресная школа. |
|
|
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Плюсково (Дудино)
Прежде в селе Плюсково располагалась одна из крупнейших в Калужской губернии усадеб. В середине XVIII века Никите Алексеевичу Муромцеву от его отца отошло в единоличное пользование владение «в Медынском уезде в городском стану сельцо Дудино а в нем двор помещиков». Новый владелец и поселился в сельце Дудино, которое было родовым имением его бабушки Авдотьи Плюсковой. По фамилии владельцев сельцо, а позднее село, называли Дудино, Плюсково тож, а также Муромцево. В начале XIX века имение унаследовал от своего отца Алексей Никитич Муромцев. В 1820 году в селе Плюсково им был построен каменный храм с колокольней в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Одна из внучек А.М. Муромцева, Екатерина, вышла замуж за смоленского дворянина Дерюжинского. В 1870-1880 годах имение Плюсково переходит к Дерюжинским. Дерюжинские занялись переустройством усадьбы на свой лад, было возведено здание молочной фермы к западу от главного дома. В 1905 году на территории усадьбы к западу от амбара было построено здание церковно-приходской школы, сейчас на этом месте находится здание почты. В приход храма Рождества Пресвятой Богородицы входило село Дудино, деревни Цыгановка, Пахомово, Смагино, всего в 1911 году- 696 чел. Священники служившие в храме: Алексей Соколов, Тимофей Воронцов. После 1917 года в усадьбе разместилась коммуна, а позднее- колхоз. Храм был закрыт и использовался для его нужд. Со временем здание храма обветшало и стало непригодным для эксплуатации. Храм никем не использовался и постепенно разрушался. 13 августа 1998 года епархией был направлен зарос на имя губернатора с просьбой возвратить пустующий храм в с. Плюсково для восстановления и возобновления в нем богослужения. 26 мая 200 храм был передан Калужской епархии. В настоящее время храм восстанавливается. |
|
|
Храм (молитвенный дом) в честь Преображения Господня
в Полотняном Заводе
Поселок Полотняный Завод (когда-то село Згомонь) имеет богатую историю. В начале XVIII Тимофеем Карамышевым в селе была основана полотняная фабрика- одна из первых в России. 16 декабря 1775 года село посетила императрица Екатерина II. В 1812 после Малоярославецкого сражения здесь находилась главная квартира Кутузова. В 30х годах XIX века в селе, которое было усадьбой Гончаровых, неоднократно бывал А.С, Пушкин. В 1741 году А.А. Гончаровым был построен храм в честь Преображения Господня с приделами во имя святителя Афанасия Великого и во имя святителя Иоанна Златоуста. Храм был каменный, с колокольней и оградой. В нем был похоронен А.А. Гончаров, гробница была сделана из белого мрамора. 7 июня 1850 года здесь венчались известный хирург Николай Иванович Пирогов и Александра Антоновна Бистром. В 1898 году построена церковноприходская школа. В 1880 году при храме медынским купцом А.И. Баскаковым построена каменная часовня. В конце XIX века приход составлял около 3000 чел, раскольников- 1000 чел. Незадолго до 1917 года в селе было предпринято строительство нового православного храма в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость». Ни один из храмом не сохранился. В селе также существовал старообрядческий молитвенный дом, построенный в 1900 году медынским купцом Прыгуновым. Имелись звонница с 4 колоколами и хозяйственные постройки. В годы войны в нем размещался госпиталь ,а в 1951-1966годах поселковый детский сад. С 1967 года на базе местной школы здесь была организована группа продленного дня. 16 июля 1993 года это здание было передано Калужской епархии. 15 августа того же года в Полотняном Заводе был образован приход в честь Преображения Господня. Здание было оборудовано под храм и обнесено оградой. В нем стали совершаться богослужения. В 2000 году построена колокольня, молитвенный дом был достроен до полноценного храма. Престольным праздником является Преображение Господне – 6/19 августа. |
|
|
Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла
в селе Фролово
Храм был построен в 1876 году крестьянином села Фролово Василием Кожевниковым на крестьянской земле. Он выстроен в эклектичных формах , характерных для архитектуры второй половины XIX века, имел один престол во имя апостолов Петра и Павла. В селе находилось двухклассное училище Министерства Народного просвещения и два земских училища в деревнях Акатово и Пятовской. Приходскими были селения: Фролово, деревни Вертебы, Мишнево, Окатово, Пятовская, Захарово. По состоянию на 1914 год – 1214 чел. На территории прихода храма состояло 178 домов раскольников с количеством жителей 830 чел. Священники: Алексей Никольский, Александр Азбукин. Последним настоятелем был Петр Бриллиантов. В период с 1920 по 1997 храм был закрыт, и в его здании до 1998 года поочередно размещались клуб, зернохранилище, молокозавод, хлебопекарня. Инициатором открытия храма выступила глава администрации п. Пятовская. 24 мая 1997 года она направила в епархию письмо с просьбой об открытии храма в селе Фролово. Архиепископ Климент обратился в областную администрацию с ходатайством о возвращении храма верующим. В 1998 году пекарня, располагавшаяся в здании храма, была закрыта. 15 сентября 1998 года настоятелем храма был назначен священник Михаил Портнов. 19 января 1999 года на праздник Крещения Господня, здесь было совершено первое богослужение- Великое водосвятие. 16 ноября 1999 года храм был официально передан Калужской епархии во временное пользование. Состояние его на момент передачи было удручающим: роспись не сохранилась, фундамент разрушен, архитектура испорчена железобетонными пристройками. В настоящее время ведется восстановление храма: на куполах установлены кресты, на колокольню колокола. Сохранилась храмовая икона святых апостолов Петра и Павла. Каждый год 29 июня/12 июля – память святых первоверховных апостолов Петра и Павла - на престольный праздник с этой иконой совершается крестный ход. |
|
|
Храм в честь Рождества Христова в поселке Товарково
По данным клировой ведомости 1901 года деревянная церковь в честь Рождества Христова была построена в 1733 году при погосте тщанием прихожан. По преданию, «здесь была явлена икона Пресвятой Богородицы». Она приплыла по реке и остановилась коло источника. Икона была надломленной, как бы состояла из двух половинок, отсюда и ее название «Ломовская» или «Ламская». Настоятель в 1882 Владимир Зверев. В 1896 деревянный храм пришел в ветхость и в марте был учрежден строительный комитет по строительству нового храма. Автором проекта является московский архитектор Кодомцев. Новый каменный однопрестольный храм в честь Рождества Христова был освящен 16 октября 1906 года . в том же году церковным причтом при содействии московского фабриканта Е.А.Орлова к нему была пристроена каменная одноярусная колокольня, а на его заводе в Москве был изготовлен иконостас из белого резного мрамора. В конце XIX века в приход входили: деревни Карокино, Никольская фабрика. Миленки, Вшивка, Сабельниково, Стефаньково, Матово, малая Рудня, большая Рудня. В 1882 году приход составил 1243 чел. В 1932 году служащий священник храма Иоанн Ткаченко был арестован. В 1936 году был арестован священник Василий Еремеев-Новиков, а 14 декабря 1937 года расстрелян священник Матфей Волков. В 1960 году храм Рождества Христова на Угре был закрыт. Находившуюся в нем чудотворную икону Божией Матери «Ломовскую» перенесли в храм Рождества Богородицы в село Барятино. В храме разместилась туристическая база. Затем здесь действовал молокозавод. А после этого до самой передачи Церкви храм использовался под склад химических удобрений. Уникальный мраморный иконостас был утрачен. Осенью 1990 года храм передали Калужской епархии в полуразрушенном состоянии. Настоятелем храма был назначен священник Николай Алиев. В 1991 году началось восстановление храма. 21 января 1993 года архиепископ Калужский и Боровский Климент совершил освящение храма. В 1997 году прихожанкой храма Л.Ф. Гетман сделан список с чудотворной Ломовской иконы Божией Матери, который особо почитается прихожанами. В 1998 году храм был отреставрирован. В 1999 году была построена колокольня, и 18 декабря того же года подняты колокола. Осенью 2007 года были установлены новая маковка и крест на центральный купол храма. А с весны до осени 2008 года воздвигнут новый трехъярусный деревянный иконостас с сусальным золочением. Заменены шесть маковок с крестами, стропильная часть и кровля центрального свода и колокольни, покрашены наружные стены храма. При храме работает воскресная школа для детей и взрослых. |
|
|
Богородице-Рождественская Девичья пустынь в селе Барятино
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был построен в 1796 году. Строительство начато помещиком генерал-майором А.А. Поздняковым, закончено его женой А.В. Поздняковой, похороненной при церкви. Архитектура его представляет собой образец ампирного стиля. Храм двухпрестольный, главный придел освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, второй- во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана римских. В 1882 году приход насчитывал 874 чел. В начале XX века в приход входили: Барятино, Батуево, Акишево. Священники: Георгий Васильев, Иоанн Васильев, Григорий Щеголев, Алексей Сахаров, Федор Казанский, Павел Демидов, Андрей Знаменский, архимандрит Евфросин. Староста- Матвей Калаташкин. После революции 1917 года храм оставался действующим, до 1938 года, когда по сфабрикованному делу были арестованы и расстреляны его настоятель архимандрит Евфросин и председатель церковного совета Андрей Анохин, а его староста Елена Кондратьева приговорена к 10 годам лагерей. С закрытием храма все его имущество было изъято, а имевшийся рядом фруктовый сад вырублен. В период фашисткой оккупации немцы в церковном здании содержали скот. В 50-е годы храм был открыт. Восстанавливал его священник Андрей Павликов. 28 февраля 1972 года настоятель храма был назначен иеромонах Аркадий, впоследствии епископ южно-Сахалинский. По архиерейскому благословению отец Аркадий начал создавать женскую монашескую общину, которая 28 декабря 1995 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви была преобразована в женский монастырь- Богородице-Рождественсую Девичью пустынь. В монастыре находится местночтимая Ломовская (Ламская) икона Божией Матери. По преданию она была обретена в XV веке плывущей по р.Угре. Икона состояла из двух половинок , откуда ее название – «Ломовская». Икона находилась в храме в честь Рождества Христова с. Рождество (ныне действующий храм в пос. Товарково).письменных известий при храме об этой иконе не сохранилось, кроме церковной описи, составленной в 1840 году священником Виноградовым. В конце 50х годов XIX века было установлено местное празднование Ломовской иконы Божией матери- 12/25 июня. После закрытия в 1960 году храма Рождества Христова в с. Товарково во время гонений святой образ сберегла и в 1975 передала в Барятинский храм монахиня Ангелина. |
|
|
Богородице-Рождественская Девичья пустынь в селе Барятино
Корпус с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского. В новопостроенном монастырском корпусе с библиотекой в настоящее время оборудуется домовой храм во имя преподобного Сергия Радонежского, идут работы по изготовлению иконостаса. В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений, жизнь монастыря и послушания насельниц регулируется внутренним Уставом, утвержденным архиепископом Калужским Климентом. В осенне-зимние месяцы проходят занятия для сестре6 изучаются Догматическое богословие, Литургика, Священная история Ветхого Завета, Священная история Нового Завета. Особое внимание уделяется аскетическим творениям. Библиотека монастыря насчитывает около 7000 книг. В настоящее время происходит расширение монастырского комплекса, построены дом для священника, сестринский корпус с трапезной и подвалами, скотный двор. При обители создано подсобное хозяйство, обеспечивающее монастырь всем необходимым, и посажен фруктовый сад. Главной святыней монастыря является чудотворная икона Божией Матери (Ламская). Имеются также частицы мощей преподобного Серафима Саровского, святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, и также частицы мощей Оптинских старцев и Киево-Печерских преподобных. В ночь с 13 на 14 сентября 1997 года главная святыня монастыря- чудотворная икона Божией Матери Ломовская была похищена из храма. Возвращение 25 июня 1999 года в обитель вновь обретенной Ломовской иконы Божией Матери сестры считают самым знаменательным событием в жизни монастыря. Чудотворный образ был доставлен Преосвященным епископом Георгием, викарием Калужской епархии. Икону несли в храм по дороге, устланной живыми цветами. |
|
|
Храм во имя Святой Живоначальной троицы (Троицкое на Вздыне)
в городе Кондрово
Село Троицкое «на Вздыне» впервые упоминается в 1678 году. Деревянный храм в честь Живоначальной Троицы впервые упоминается в 1705 году, но значится как «церковь, построенная вместо сгоревшей». Возведение каменного храма с колокольней было начато 1809 году помещиком и содержателем Троицкой бумажной фабрики штаб-ротмистром С.А. Хлюстиным, похороненным возле строящегося храма 5 ноября 1810 года. Строительство было завершено в 1818 году его женой Верой Хлюстиной. Храм имел 3 престола: главный- во имя Живоначальной Троицы, южный- во имя святителя Николая Чудотворца, северный- в честь Казанской иконы Божией Матери. В приход входили: село Троицкое, деревни Дробышево, Дубинино, Калюковка, Косякино, Макарово, Починки, Слобода, Толкачево. В 1901 году приход составлял 2213 чел. В середине XIX века при храма была построена богадельня. В 1894 году в ограде храма построена церковноприходская школа. Священники, служившие в храме: Владимир Баталин, Петр Волков. Петр Ильинский, Петр Нарский, Яков Никольский, Владимир Преображенский ( был осужден в 1937 году по ст. 58 УК НКВД на 5 лет ссылки в Казахстан). В 30-е годы храм был закрыт, сильно пострадал во время войны. В 1945 году была разрушена ограда вокруг храма и разобраны верхние ярусы колокольни. Тогда же пострадало церковное кладбище. В советский период в храме в разное время располагались: школа, инкубатор, склад, пивной цех, музей, магазин. 29 апреля 1988 года в Кондрово был образован приход, а 13 июня храм был передан Калужской епархии. Первое богослужение в помещении на первом этаже колокольни было совершено 29 июля 1988 год. Настоятелем прихода было назначен священник Николай Суходолов, которого в 1993 году сменил священник Геннадий Евдачев. В 1994 году была открыта воскресная школа. В 2000 году восстановлена колокольня. При храме построено здание, в котором разместилась библиотека с читальным залом. 10 июня 2013 года митрополит Калужский и Боровский Климент совершил Великое освящение Казанского придела храма. Храм является объектом культурного наследия федерального значения. |
|
|
Храм во имя Живоначальной Троицы (Святителя Николая Чудотворца)
в селе Николо-Ленивец
До сих пор привлекает внимание с исторической точки зрения уникальная территория – крупная излучина Угры от села Сергиево, через деревню Дюкино, село Дудино (Плюсково) и деревню Пахомово к деревне Николо-Ленивец. В 1480 году Николо-Ленивец оказался в эпицентре Великого Стояния на Угре, которое положило конец татаро-монгольскому игу. В честь этих знаменательных событий была построена деревянная часовня. Вместо нее в 1802 году помещик Никита Алексеевич Муромцев и построил большой каменный храм с колокольней, который на долгие годы стал самым значительным архитектурным, художественным и духовным центом края. Н.А. Муромцев служил подпоручиком в лейб-гвардии Преображенском полку. Из-за болезни ему не довелось долго прослужить в армии. Он получил отставку в 1761 году и вел жизнь богатого помещика в своем имении Дудино (Плюсково). Человек он был набожный и во многих своих владениях заботился об устройстве и благоукрашении храмов. Каменный храм был построен в 1802 году. Его центральный престол был освящен в честь Живоначальной Троицы, приделы- в честь святителя Николая и великомученика Никиты (вероятно в честь небесного покровителя устроителя храма). По одному из пределов храм называется Никольским. Это же наименование добавлено к названию села. В приход входили населенные пункты Сергиевской волости Медынского уезда: село Никола-Ленивец, деревни Андреевка, Шадаево, Шестаково. В 1931 году храм был закрыт и использовался для нужд местного колхоза (по данным 1961 года в здании располагался молочный завод). В 1992 году архиепископ Калужский и Боровский Климент обратился к властям с просьбой передать храм Церкви. 5 июня 1992 года храм был передан Калужской епархии. В настоящее время ведется его восстановление. Храм осуществляет свою деятельность как Архиерейское Подворье. Настоятель: окормляется клириками благочиния. |
|
|
Храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
в селе Ярлыково
Деревня Ярлыково находится в Дзержинском районе в живописном месте в пойме реки Угры. Ее название восходит к временам Великого Стояния на реке Угре, также как и соседнего дачного массива (некогда деревни) Сабельниково. На сегодня деревня Ярлыково также является дачной территорией. Каменный храм в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова был «построен в 1866 году тщанием священника Михаила Виноградова на сумму от церкви, прихожан и доброхотных дателей». Трапеза построена и освящена в 1821 году тщанием помещицы А.Ф. Чернышевой. Храм трапезного типа, одноглавый, одноапсидный. Основной композиции памятника является куб двухсветного четверика, к которому примыкает с востока алтарь, с запада- трапезная часть, к ней пристроена невысокая колокольня с шатровым верхом. Престолов два: во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и во имя Святителя и Чудотворца Николая, земли при церкви 36 десятин. В начале ХХ века вокруг храма была каменная ограда, построенная в 1877 году на церковные средства. Кладбище- вне селения. Старинное село Ярлыково находилось в Матовской волости Медынского уезда на его границе с Калужским и Перемышельским уездами. Поэтому церковный приход составляли село Ярлыково, Матовская волость, Перемышельский уезд. На 1911 года приход составлял 1080 чел. С 1880 года в селе Ярлыково существовала земская школа. Храм был закрыт и поврежден в середине ХХ века. Здание долгое время было бесхозным и не использовалось. Каменная кладка подверглась разрушению. До настоящего времени сохранилась местами настенная масляная живопись, но в плохом состоянии, и фрагменты пола, выложенного метлахской плиткой. С начала XXI столетия жители соседних домов стали следить за храмом, наводить порядок, убирать территорию вокруг него. В 2012 году началось постепенное восстановление здания храма силами благочестивых ктиторов. Здание восстановлено снаружи, идет внутренняя отделка. Настоятель: окормляет протоиерей Александр Селюков. |
|
|
Калужская Свято-Тихонова пустынь. Храм Владимирского скита
в селе Дворцы и здание музея-диорамы «Великое Стояние на Угре»
Село Дворцы и монастырь Калужская Свято-Тихонова пустынь со времени Великого Стояния на Угре имеют много общего в своей истории. Угра издревле служила для Руси естественной линией обороны от врагов. Когда-то эти дикие места просветил Светом Христовым апостол вятичей Кукша и по берегам реки Угры начали возводиться храмы, из которых многие посвящены Пресвятой Богородицы. Поэтому Угру и стали называть «Поясом Богородицы», защищающим Русскую землю от врагов видимых и не видимых. На рубежах Великого Стояния на Угре летом-осенью 1480 года Русь обрела независимость. Считается, что после этих событий на месте одной из княжеских ставок (шатра) русских войск на берегах Угры и взяло начало своей истории село Дворцы. Но еще до его появления в нескольких километрах от него уже существовала тогда тихая и незаметная обитель – деревянный монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. За несколько лет до Великого Стояния на Угре она стала духовным рубежом, где Христовы войны Святой Руси своими молитвами к Господу Сил и Пресвятой Богородице укрепляли мужество и силу воинов ратных. По преданию, среди первых учеников преподобного Тихона был преподобный Никифор ,основатель монастыря Спаса на Угре, что рядом с местом слияния Угры и Оки. Во время Великого Стояния на Угре в стане русских воинов находилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери. И все это время неусыпно преподобный Тихон Калужский с братией монастыря в 3х км от воинских рубежей предстояли на духовной брани за землю Русскую и ее защитников горячими молитвами перед Господом и Его Пречистой Материю. И, как известно, промыслом Божиим все разрешилось без кровопролитного сражения. Русь обрела свободу. А Тихонова обитель с тех пор получила здесь угодья и рыбные ловли. 10 апреля 2007 года наместник Калужской Свято-Тихоновой пустыни архимандрит Тихон с братией на месте Великого Стояния на Угре, на окраине села Дворцы, освятил воды реки Угры и новый Поклонный Крест с иконами в честь покровительства Пресвятой Богородице земле Русской. 29 июня 2007 в 515-летие со дня блаженной кончины преподобного Тихона Калужского, митрополитом Калужским и Боровским Климентом совершено освящение фундамента храма в честь Владимирской иконы Божией Матери с нижним престолом во имя преподобного Сергия Радонежского в новоустраиваемом скиту на окраине села Дворцы. Освящение нижнего храма владыка Климент совершил 5 августа 2011 года. Сегодня во Владимирском скиту завершено устройство музея-диорамы «Великое Стояние на Угре». Картину Стояния написал художник Павел Рыженко на студии им. Грекова. Освящение диорамы совершил святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Она будет напоминать всем о ратном о молитвенном подвиге наших предков. |
|
|
Храм в честь «Знаменской» иконы Божией Матери в деревне Карокино – подворье Калужского Крестовоздвиженского монастыря
Деревня Корокино. Деревня Корокино находится на западе Калужской области в ее Дзержинском районе. Расстояние от районного центра Кондрово 11 км. Эти места отличаются необыкновенной красотой природы. Храм здесь мечтали построить давно. Но одних средств жителей было недостаточно. В 2008 году в деревне Корокино началось строительство деревянной церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» стараниями ктитора Вадима Черникова. Проект был создан в традициях русского деревянного зодчества. Считается, сто шатровый храм, коим является церковь «Знамение» в Корокино, представляет собой архитектурную модель, устремленную в небеса – к Богу. Позже храм был передан Калужской епархии, окормление комплекса было закреплено за Калужским Крестовоздвиженским монастырем. Сейчас двухэтажная Знаменская церковь является подворьем Крестовоздвиженского монастыря г. Калуги. 5 августа 2012 года митрополитом Климентом был освящен нижний храм в честь преподобных Германа, Зосимы и Савватия Соловецких и совершена первая Божественная литургия. В тот же день Калужский архипастырь освятил крест и центральный купол храма. В настоящее время богослужения совершаются по праздничным дням. |
|
|
Храм в честь Калужской иконы Божией Матери
при ИК-3 в поселке Товарково
7 сентября 2012 года в исправительной колонии №3 прошли торжественные мероприятия по случаю освящения и открытия нового православного храма. Полный чин освящения храма совершил преосвященный епископ Людиновский Никита. Строительство храма на территории учреждения началось ровно 5 лет назад в 2007 году. В этот день священником отцом Александром, клириком храма в честь Рождества Христова поселка Товарково было освящено место и воздвигнут Православный Крест под строительство храма преосвященного Святителю Николаю Чудотворцу. Позднее название храма было изменено- в честь Калужской иконы Божией Матери. Именно такое название и носит новый храм, построенный в стиле русского деревянного зодчества в самом центре колонии. Не смотря на то, что строительство храма велось 5 лет, все эти годы здесь регулярно проводились все положенные церковные праздники, богослужения и обряды. С верующими осужденными проводились мероприятия религиозного характера, беседы и лекции о духовной жизни и нравственности, росла православная община при храме. Вся необходимая помощь и содействие с первых дней строительства оказывалась администрацией учреждения. Особую роль в возведении храма сыграла так же безвозмездная помощь, которую оказывали священнослужители п. Товарково, г. Козельска и мужского монастыря Свято-Введенской Оптиновой пустыни, собиравшие средства для приобретения строительных и отделочных материалов. В центре трудовой адаптации осужденных учреждения в кузнечно-сварочном цехе руками осужденных был изготовлен целый ряд предметов церковной утвари, колонийскими художниками были написаны в натуральную величину образа евангелистов под свод средней части храма. Иконостас из натурального дуба для храма был изготовлен в Тульском монастыре руками диакона отца Анастасия, установлен в храме и к нему привезены писанные маслом иконы. В середине августа 2012 года были установлены пять литых колоколов на звоннице храма, завершены все отделочные работы и благоустройство прилегающей к храму территории. В своем выступлении на церемонии открытия и освещения храма владыка Никита выразил уверенность в том, что новый храм станет для многих осужденных не только источником веры, но и местом покаяния, местом правды Христовой и отправной точкой на пути исправления. В память об этом торжественном дне всем осужденным владыка Никита вручил памятные иконки с изображением иконы Калужской Божией матери. Храм окормляется священнослужителями отдела по работе с УФСИН Калужской митрополии и клириками храма в честь Рождества Христова в поселке Товарково. |
|
|
Храм во имя святителя Луки Войно-Ясенецкого
при ЛУИ-1 в поселке Товарково
История лечебно-исправительного учреждения начинается в 1989 году, когда на базе ИК-3 было принято решение создать областную больницу для осужденных. За короткий срок, буквально на пустом месте было построено новое трехэтажное здание. На начальном этапе открылись три отделения: туберкулезное, терапевтическое и психиатрическое. Однако, уже с 1990 года больница начинает функционировать только как лечебно-исправительное учреждение для больных туберкулезом. Постепенно в учреждении начинают работать клинико-диагностическая и бактериологическая лаборатория, рентгенологический кабинет, аптека. Вскоре строится еще одно трехэтажное здание, где организуется содержательных больных, у которых острый процесс закончился, и они нуждаются в долечивании. В 2007 году ЛИУ-1 принимало участие в конкурсе между лечебно- исправительными учреждениями ФСИН России и выиграло гранд на получение средств по обновлению медицинского оборудования больницы. В результате был проведен капитальный ремонт помещения бактериологической лаборатории больницы, поставлено современное дорогостоящее медицинское оборудование. Помимо лечения больного организма здесь уделяется большое внимание врачеванию душ осужденных. Со дня основания, в учреждении действовала молельная комната, а в июне 2009 года на основании соглашения Синодального отдела Московского Патриарха и ФСИН России, Архиерейским подворьем на территории учреждения был построен и освящен новый православный храм в честь святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого). Чин освящения храма совершил викарий Калужской епархии Высокопреосвященнейший Георгий, архиепископ Людиновский. Храм окормляется священнослужителями отдела по работе с УФСИН Калужской митрополии и священнослужителями храма в честь Рождества Христова в Товарково. Периодичность посещения – один раз в две недели. Социальное служение происходит в форме духовного окормления заключенных данных исправительных учреждений, совершения над ними таинств Исповеди, Святого Причастия и Крещения, а также освящение воды в праздник Богоявления и служения молебнов. |
|
|
Часовня во имя святителя Николая Чудотворца в п. Товарково
Прежде на нынешнем месте часовни стоял каменный храм в честь святителя Николая Чудотворца с приделом в честь Корсунской иконы Божией матери и с деревянной колокольней, построенный в 1800 году А.А. Гончаровым. Этот храм был закрыт в 30-е годы XX века и впоследствии разрушен. В апреле 2006 года на месте разрушенного храма началось строительство часовни во имя Николая Чудотворца, а в июне 2007 года ее освящение совершил митрополит Калужский и Боровский Климент. На сегодня в Товарково ведется строительство еще одной часовни на месте нахождения бывшей Святониколаевской женской общины близ деревни Муковниной Медынского уезда Калужской губернии, созданной в 1896 году иеросхимонахом Калужской Свято-Тихоновой пустыни Герасимом. Тогда же место для общины, необитаемое, глухое, находилось в 10 км от Тихоновой пустыни, между селами Полотняный Завод и Товарково, известных обилием раскольников. Созданная община стала пополняться сестрами, развернулось строительство келий и храма. К 1899 насчитывалось около ста насельниц. Старца Герасима народная молва нарекла блаженным и Христа ради юродивым, жил он затворнически в деревянной келье неподалеку от общины, имел дар прозорливости. 16/29 июня 1898 в день памяти преподобного Тихона Калужского иеросхимонах Герасим почил о Господе. Крест духовного руководства общиной взял на себя его ученик иеромонах Герасим, в миру Михаил Гаврилов, он же был устроителем Сергиевского скита в 1906 году и его игуменом. Сестры с благовением начали работы по устройству усыпальницы иеросхимонаха Герасима в подвале Николаевской церкви. Спустя год после его смерти все было готово к проведению богослужений в подземном храме. Престол освятили в честь преподобного Тихона Калужского при большом стечении народа. Деревянная Николаевская церковь с храмом- усыпальницей находилась в скиту общины. Архимандрит Герасим вспоминал, что над могилою была устроена металлическая рака художественной работы, на ней же находились и тяжелые, чугунные вериги о. Герасима. События 1918 года достигли и стен Муковнинского Свято-Николаевского монастыря. Внезапно Великим постом 18 апреля умер 50- летний игумен Герасим (Гаврилов), духовник монастыря. Похоронили его 24 апреля в нижней церкви Успения Пресвятой Богородицы в Сергиевом скиту. В конце июля 1918 года монастырь преобразован в трудовую коммуну. Долгие годы гонений жизнь Николаевского монастыря еще теплилась. По воле Божией его центр переместился в село Барятино в храм Рождества Пресвятой Богородицы, где были собраны сестры из Николаевского монастыря и других разоренных обителей. |
|
|
Домовой храм во имя преподобного Сергия Радонежского
в Кондровском детском доме
Детский дом был основан в мае 1942 года и первоначально размещался в здании бывшего барского дома. В настоящее время он представляет комплекс из трех корпусов с зимним садом, библиотекой, медицинским отделением и пищеблоком. С 1997 года при детском доме действует домовой храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Духовно окормляется настоятелем храма во имя Святой Живоначальной Троицы в г. Кондрово. |
|
|
Храм-часовня во имя апостола Андрея Первозванного в деревне Озеро
Деревня Озеро расположена в одном из живописнейших уголков Калужской области на территории Дзержинского района. Храм –часовня во имя святого апостола Андрея Первозванного, построенный в 2011 году стоит на холме на краю деревни. Его построили по инициативе и на средства депутата районного собрания А.О. Савенкова. Выбор места был обоснован тем, что в эти местах тихо и очень красиво. В последнее время сюда стали приезжать молиться даже горожане. Святому апостолу Андрею Первозванному молятся о благополучии в семейной жизни, мире с соседями и друзьями, прощении. Врагов. Освящение храма-часовни совершил митрополит Калужский и Боровский Климент 9 июня 2013 года. Богослужения совершаются по праздникам. Настоятель окормляет протоиерей Игорь Князев.
В нескольких км от деревни Озеро находится село Галкино с усадьбой Мятлевых и частично сохранившимся зданием храма во имя святителя Николая Чудотворца. Оно находится на красивом холме на берегу пруда. Церковь в начале была деревянной, в 1700 году ее построил в своей вотчине Василий Чернышев. В XVII-XIX веке селом владели дворяне Чернышевы, Салтыковы и Мятлевы. Сохраняются каменные сооружения усадьбы: главное здание (ныне школа), одноэтажные флигеля, хоз. постройки, конюшни, господские псарни, регулярный парк с системой аллей. От двух больших зданий в английском парке остались руины. В конце XIX века на прудах были сооружены 2 мукомольные мельницы. Мятлевы – последние владельцы усадьбы. Их представитель – Иван Петрович Мятлев – известный поэт и друг А.С. Пушкина. |
|
|
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Маковцы
Село Маковцы (Маковец, Богородское тож.). владельцами имений были представители известных дворянских фамилий (с середины XVIII до начала ХХ веков): Голициных, Головиных, Чемесовых, Победоносцевых, Панютиных. Некоторые из владельцев проживали в сельце Еремеевское, но главная усадьба находилась в Маковцах. Барский дом стоял недалеко от церкви. Окружал усадьбу липовый парк. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя благоверных князей Бориса и Глеба и во имя мученицы Параскевы Пятницы построен в 1869 году вместо старого деревянного тщанием священника Иссидора Лихачева на средства прихожан и причта. Из архивных источников известно, что в храме имелась особо чтимая икона «Страстная». Церковь была выстроена в стиле классицизм, недалеко от источника. Приход храма составляли деревни Еремеевское, Андреевское, Насыкино, Желтыкино, Костиково, Кожухово, Петрушино. В 1917 году число прихожан было 1493 человека. В приходе было две сельских колы: в Маковцах и деревне Кожухово. Законоучителем в обеих школах был священник М.А. Чупров. С приходом советской власти храм закрыли, разорив до основания при этом внутреннее убранство. Во время Великой Отечественной войны сильно пострадал. Шесть десятилетий храм разрушался. В 2010 году по инициативе местных жителей была создана приходская община и по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента начались восстановительные работы. До сих пор храм реставрируется. |
|
На территории Дзержинского района частично сохранились недействующие храмы в следующих населенных пунктах:
-
Село Железцево – храм во имя святителя Николая Чудотворца (1777 год)
-
Село Огарево – храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1724 год)
-
Село Галкино - храм во имя святителя Николая Чудотворца (1700 год)
-
Село Недетово - храм во имя святителя Николая Чудотворца (1798 год)
|
|
Не сохранились:
-
Село Адамовское – храм во имя св. Георгия Победоносца (1856 год)
-
Село Богданово – храм во имя святителя Николая Чудотворца (1832 год)
-
Село Бышковичи - храм во имя святителя Николая Чудотворца (1846 год)
-
Село Дворцы – храм во имя преподобного Тихона Калужского (1904 год)
-
Село Дубенки – храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1911 год)
-
Село Костино – храм во имя Архангела Михаила (1745 год)
-
Село Лычево – храм в честь Живоначальной Троицы (1755 год)
-
Село Некрасово – храм в честь иконы Казанской Божией Матери (1694, 1906 года)
-
Село Обухово – храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (1771 год)
-
Село Озерна - храм во имя святителя Николая Чудотворца (1796 год)
-
Село Покров на Угре – храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1765, 1856, 1905)
-
Дер. Горки – храм во имя святителя Федора Стратилата (1787 год) |
|
|
|
|
|
| |
|